"Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Қарабұлақ ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
  Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Карабулак отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Формирование конкурентноспособной личности через развитие практических навыков, применение языковых единиц: говорения, слушания, чтение и письма.

28.05.2018

Формирование

конкурентноспособной личности через развитие практических навыков, применение

языковых единиц: говорения, слушания, чтение и письма.

      Одним из значимых показателей эффективности

среднего образования является уровень учебных достижений учащихся, который

демонстрирует, как образовательная деятельность в школе функционирует,

развивается, влияет на обучающихся и их результативность.

    Цель обучения учебному

предмету «Русский язык» – развитие творческой, активной языковой личности

путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности

на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и

их активизации в продуктивной речевой деятельности, а также обогащения

словарного запаса. Грамматический материал изучается в контексте речевых тем.

  Предметом обучения является современный

русский литературный язык в его реальном функционировании в современных

условиях полиэтнического и многоязычного Казахстана.

         Содержание учебной программы по

учебному предмету «Русский язык», согласно ОСО, организовано по разделам

обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения

в виде ожидаемых результатов по классам. В старой школе учитель ставил цель на

урок для себя и достигал её вместе с учениками. Позже, после прохождения уровневых

курсов, учитель ставил смарт - цель, ориентированную на учащихся, и учил самих

ребят определять  конечный продукт урока.

Теперь, на практике следуя ОСО, учителю уже не нужно ломать голову, формулируя

цели урока. Они есть в типовой учебной программе, разработанные государством и

принятые как руководство к действию. Цели обучения, обозначенные в каждом

подразделе, позволяют учителю системно планировать работу по развитию четырех

видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), оценивать

достижения обучающихся, информировать их о следующих этапах обучения.

      Я

как учитель русского языка и литературы и раньше всегда старалась организовать

урок  так, чтобы ребята были внимательны

к тому, что им говорят, слушали и слышали меня, друг друга, могли обосновать

своё мнение как устно, так и письменно. Анализируя произведения, школьники  обязательно как раньше, так и сейчас,

«примеряют» поступки героев на себя, учатся 

на их ошибках и делают нужные практические выводы для своей жизни в

будущем. Здорово, когда возникают спорные вопросы и дети горячо пытаются

доказать свою правоту, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный опыт. Или

предлагают, исходя их требований нашего горячего времени, свой выход из

ситуации. Всегда поощряю  индивидуальный

подход ребят к решению любой задачи, но не отказываюсь и от тимбилдинга, хотя

считаю, что не нужно на уроках увлекаться коллективными формами работы.

Активные формы, непременно, должны чередоваться. Учащийся должен чувствовать и

надёжный локоть товарища, и ощущать поддержку учителя, и научиться быть

уверенным, решительным самому. Думаю, только так мы сможем сформировать

конкурентноспособную личность. Ребёнок должен, падая, уметь подняться сам. И

только если он сам этого не сможет сделать, помочь ему. Это как иммунитет в

медицине. Конечно, ещё необходим обязательно личностный подход в обучении.

Учащимся, особенно старшеклассникам, необходимо понимать, что человек постоянно

оказывается перед выбором, и нужно научиться его, выбор, делать чаще самостоятельно.

По–моему, конкурентноспособная личность – это оптимист, уверенный в своих

силах, трудолюбивый, грамотный  и

целеустремлённый человек. Такими мы пытаемся «слепить» наших девчонок и

мальчишек…

  Школьники сейчас очень мало читают, к

сожалению. Поэтому приходится занимать время на уроке, чтобы они это делали

хотя бы в классе. Хорошо мне в этом 

помогают притчи как на уроках русского языка, так и на литературе. Тем

более, что в учебниках для 5,7 классов они уже предусмотрены. Приём и вывод,

которые использует Учитель из притчи «Иди смело по жизни», я тоже применяю на

уроках, чтобы развивать наблюдательность и внимание, которые необходимы  на занятиях, при выполнении заданий по

«Грамотности чтения», и вне школы. «Ученик

всё время был хмурым и грустным. Тогда Учитель попросил его:

— Найди, пожалуйста, в этой комнате все

предметы коричневого цвета.

Ученик огляделся по сторонам. В комнате

было очень много таких предметов. Оконные рамы, карниз для занавесок, мебель,

скатерть на столе, рамы для картин и много всевозможных мелочей.

— А теперь закрой глаза! — попросил

Учитель. — И назови мне все предметы ГОЛУБОГО цвета.

— Как? — воскликнул в недоумении Ученик. —

Я не заметил ни одного предмета голубого цвета, ведь я по вашему же заданию

искал предметы коричневого цвета!

— А теперь открой глаза и сам посмотри,

как много в этой комнате голубого цвета.Это было правдой! Ученик в недоумении

озирался по сторонам. Большие красивые занавески нежно голубого цвета, через

которые свет поступал в комнату и казалось, что всё вокруг озаряется. Как можно

было этого сразу не заметить? Ученик выглядел растерянным. Красивые голубые

цветы стояли прямо в центре комнате на столе, голубая люстра, голубой ковёр на

полу, голубые рамки для фотографий… В комнате было очень много голубых предметов.

Ученик рассердился:

— Это из-за вас я сразу не заметил

голубого цвета. Вы меня заставили запоминать коричневый.  Учитель улыбнулся:

- Именно это я и хотел тебе показать. Ты в

своей жизни фокусируешься на плохом и не замечаешь, сколько прекрасного

происходит вокруг.

— Но я всегда думал, что лучше ожидать от

жизни худшего, тогда не будет разочарований. А если же случится что-то приятное

— это станет хорошим сюрпризом.

— Если фокусироваться на плохом, то и

будет происходить только плохое. Но есть и другая позиция. Всегда и во всём

искать только хорошее. Тогда вся твоя жизнь озарится и наполнится множеством

прекрасных вещей. И даже если случится переживание, то и оно будет иметь

положительное значение. Иди смело по жизни и обращай внимание на всё

прекрасное, что нас окружает. Тогда в твоей жизни не будет разочарований!»

     

Существует и используется сейчас множество форм и приёмов, благодаря

которым, согласно ОСО, можно развивать говорение, слушание и чтение. Сложнее с

письмом. Развитие этого навыка занимает сейчас последнее место в процессе

обучения. В учебниках упражнений, опирающихся на правила, мало. Да и сами

правила предлагаются к изучению как приложение к лексической теме.

Располагаются сведения о них в значках в виде медалек на боковинках листов

учебников по русскому языку для 5, 7 классов. И если всё же учитель отыщет

время среди многочисленных заданий по развитию речи, чтобы учащиеся узнали,

скажем, о причастии и пунктуации при нём, то нужно будет открыть последние

страницы учебника, чтобы добыть информацию о нём, о причастии, а  затем вернуться всё же  к лексической теме. Грамотное письмо отходит

на второй план. И, видимо, сейчас совсем неважно, как пишется  « карова» или «корова». Главное, чтобы дети

знали, что это животное, которое даёт молоко?! Русоведу можно вовсе не ставить

цель из раздела «Письмо»: урок будет проведён методически правильно, если

достигнет цели из других разделов. К этому нужно привыкнуть, принять к сведению

и к руководству в действие?! Чтобы повысить грамотность письма, ГМО учителей

русского языка и литературы приняло решение при проверке работ учащихся

руководствоваться методом «зелёной ручки». Он позволяет ученикам любого

возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Каким

образом? Когда раньше ребёнок писал в прописях, мама не подчёркивала красной

пастой ошибки ребёнка, как это делали в начальной школе. Она выделяла зелёной

пастой те буквы и крючочки, которые получались у ребёнка хорошо. Девочке,

например,  это очень нравилось, и после

каждой строчки она спрашивала: « Мам, какая получилась лучше всех?» И так

радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально». В случае

подчёркивания ошибок красной пастой мы концентрируемся на ошибках. Что

откладывается в фотопамяти? Конечно, то, что неправильно. Хотим мы или нет, но

подсознательно мы запоминаем то, что выделено. Во втором случае мы

концентрируемся на том, что сделано правильно и подсознательно стремимся

повторить то, что было идеально. Это совсем другая внутренняя мотивация – не

стремление избежать ошибок, а стремление сделать хорошо. Раньше из 20

написанных в ряд крючков был подчёркнут только один. Т.е. 19 были написаны

хорошо, а 1 – не идеально. Почему же мы запоминаем этот 1?! Вот эта привычка (выделять

красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не

вытравить из нашего сознания во взрослой жизни, и становится самой частой

причиной неудовлетворённости в жизни. На чём фокус, то и растёт. На что

направлено внимание, то и увеличивается с детства. С детства всё начинается, из

детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все

из них служат нам добрую службу.

    

Внедряя принцип «зелёной пасты», мы надеемся увидеть, что, если не

указывать ребёнку на ошибки, они постепенно уйдут сами собой, потому что он стремится

сделать хорошо сам, по своей доброй воле.

   

Сейчас много спорят о том, каким должен быть Учитель? Кем он должен быть

по отношению к учащимся: наставником, другом, координатором действий,

наблюдателем, руководителем? Для чего нужен Учитель?  Ответ – в притче. Без Учителя школе никак не

обойтись. Никакой Интернет и никакая техника никогда не заменят обыкновенного,

преданного своему делу, человека!   

    «К одному святому пришел юноша. Зайдя к нему

в дом, он сказал: «Я очень хорошо знаю Махабхарат, Рамаян, Веды и Упанишады. Я

могу читать лекции по любому из этих предметов, и Даршан Шастра знаю, как свои

пять пальцев. Этому всему я научился сам, и мне никто не помогал получить эти

знания. Ответьте мне на один вопрос: мне все равно нужен Учитель?». Святой

рассмеялся и сказал: «Приходи через несколько дней и я отвечу на твой вопрос».

Молодой человек ушел, так и не поняв, почему святой ему не ответил сразу. Через

несколько дней юноша опять пришел к святому. Тот дал ему конверт и сказал:

«Отнеси этот конверт в деревню, что невдалеке отсюда. Она находится по ту сторону

реки, но ты не волнуйся, на берегу реки есть лодка с лодочником».                                                        

На следующий день, рано утром, юноша пришел на берег реки и сел в лодку.

Но когда лодка отплыла от берега, он вспомнил, что не спросил у святого дорогу

и не знает, как добраться до этой деревни. Юноша спросил у лодочника, но тот

ответил, что также не знает дороги. Он опять возвратился к святому и спросил

про Сахадж Марг (простой путь), как добраться до этой деревни. И тогда святой

сказал юноше: «Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель твоего

путешествия и есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь пути. Ты

хорошо знаешь, куда тебе нужно попасть, но ты не знаешь дороги, по которой тебе

нужно идти — вот причина, по которой ты остановился. Поэтому тебе нужен такой

гид или проводник, который хорошо знает дорогу. Я, так же как и ты, имею все

эти знания. Но для того, чтобы нырнуть в знания, которые ты имеешь, или

правильно ими воспользоваться — тебе и нужен Учитель!»  Юноша все

понял, извинился перед святым и попросил его стать своим Учителем.»

 

 

                                                 

Арипова Е. А. , учитель русского языка и литературы

                                                 

ГУ «Средняя школа села Карабулак» г. Степногорск

 

                               

Просмотров: 408


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст