Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания: «Формирование
конкурентноспособной личности через развитие практических навыков, применение
языковых единиц: говорение, слушание, чтение, письмо»
Обучайте своих детей для другого времени,
ибо они рождены жить в ином мире,
который намного отличается от вашего.
Ризаэддин Фахреддин
Новое время диктует новые правила. В мире все совершенствуется, человечество не стоит на месте. И в этом потоке времени главное не потеряться, не опустить руки и не повернуть вспять. В век информации, технологических революций необходимо меняться, учиться по- новому, креативно мыслить и быть современным. Конечно, это очень сложно. Но человек должен развиваться, стремиться к новым вершинам. Спросите зачем, кому это нужно? Не проще ли жить для себя, не думая ни о чем, кроме своего материального благополучия. Но мы, учителя – люди не из сего мира, нам нужна творческая « пища». И выбранный нами путь не из легких, да и иначе мы
не можем. Нам как будто больше всех надо. Но выбор уже сделан, остается жить и творить. Жюль Ренар сказал: «Всегда оставаться неудовлетворенным – в этом суть творчества». Поэтому мы, в силу своих профессиональных качеств, всегда стремимся вперед, в вечном поиске новых идей.
Во все времена знания считались высшей ценностью человечества. Без знаний невозможно развития общества. Все великие цивилизации развивались благодаря лучшим умам. Именно интеллигенции отведена решающая роль в истории. Будущее молодого
поколения немыслимо без знаний новых технологий. И, конечно, наше государство уделяет особое внимание на совершенствование и модернизацию системы образования, которое связано с будущим нашей страны, с развитием экономики, стабильности и процветания в целом.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом
всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
В нашей стране начаты первые шаги обновления школьного образования. Программа учебного предмета «Русский язык и литература» также обновлена. Приоритетом является развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Основная цель программы - успешное изучение русского языка, обеспечивающее свободное владение в разных сферах и ситуациях. И я думаю, что в
перспективе учащиеся смогут применить практические навыки и стать конкурентноспособными в будущем.
Конкурентноспособная личность в современном мире - это личность, способная к достижению лучших результатов в любой сфере деятельности, готовая соперничать и бороться со своими конкурентами.
Конечно, перестройка содержания и методов обучения - это сложный процесс, требующий от учителя высокого профессионализма и образовательной компетентности. Не секрет, что многие учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся, прекрасно владеющие родным
языком, плохо знают русский язык. И, наоборот, говорят и понимают отлично на русском языке, но слабо владеют или не говорят на казахском языке.
Поэтому обучение должно быть активное. Применение на разных этапах урока форм и приемов укрепляет желание ребенка овладеть знаниями. При этом важную роль играет создание положительного настроя на начальном этапе урока с помощью различных игр «Солнечный зайчик», «Хорошее настроение», «Круг радости», приветствие на трех языках, просмотр веселых видеороликов, использование музыкальных фрагментов. Также эмоционально яркая речь учителя создаст доброжелательную атмосферу доверия и совместного сотрудничества.
Особую роль на уроках русского языка с государственным языком обучения играет работа с текстом. Задача учителя – словесника – организовать и провести интересную, познавательную работу с текстом. На практике можно использовать разные приемы работы с текстом: составление плана, графических схем, составление «тонких» и «толстых вопросов», кластера. На мой взгляд, эффективным является прием комментирования. Учащиеся самостоятельно рассуждают, делают выводы по поводу прочитанного отрывка. Анализируя текст, дети сначала должны выразительно прочитать текст, определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, уметь формулировать
вопросы по заданному тексту и отвечать на них. Также тексты можно использовать для написания разных видов диктанта: выборочных, творческих. Работая над лексическими темами, каждый из учащихся наблюдает, сравнивает, творчески мыслит, открывает новое.
Изучая раздел «Ценности: дружба и любовь», учащиеся 5 «А» класса создавали «волшебный букет для друзей», кластер «Мой друг», разыгрывали диалоги по ролям, передавая настроение героя голосом, составляли синквейн со словом дружба, выучили песню В.Шаинского «Вместе весело шагать», переводили слова на казахский и английский языки.
Групповая работа – одна из активных форм деятельности учащихся. Общаясь со сверстниками, учащийся получает дополнительную информацию, которую добывают самостоятельно. Здесь можно принимать чужую точку зрения, соглашаться или опровергать, не бояться ошибок, рассуждать. При этом главное слушать и слышать и этому трудно научиться. Учащиеся 5 «А» класса довольно хорошо справляются с заданиями в групповой работе, так как лидеры распределяют функции, затем каждое задание они озвучивают коллективно. Работа в группах, парах решает и воспитательные задачи: умение и желание сотрудничать, умение уважать друг друга.
Таким образом, язык можно изучать не только как предмет, а умело использовать его как инструмент по получению знаний. И очень важно поощрять учеников, оценивать их стремление к освоению и применению языковых навыков в жизни. Знание языков – это наша реальность и необходимое условие для создания конкурентноспособной личности и общества. И для меня важно, чтобы мои ученики с удовольствием обучались и были успешными в жизни.
Кудренова Разия Магжановна,
учитель русского языка и литературы
СШ села Карабулак, г. Степногорск,